vicebskreg.by

Информационный портал

Социальные сети:

Новости Витебского региона Происшествия

12.11.2017 19:20

61 просмотр

0 комментариев

Витебский «Титаник»: крупнейшее кораблекрушение на Западной Двине

Произошло почти сто лет назад и погибло около 100 человек.

Немногие знают, что 27 апреля 1919 года на Западной Двине произошла страшная авария парохода, в которой погибло не менее 100 человек.

Об этом во время очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» рассказала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.

Кораблекрушение потерпел товаро-пассажирский заднеколесный однопалубный пароход «Надежда», который следовал вниз по реке из Витебска в Бешенковичи и наскочил на каменный ледорез витебского моста.

Фотография Павла Волынцевича Пароход «Надежда» на Западной Двине. Город Дисна. 1903 год.

Что представлял собой пароход «Надежда»? Судно было построено в 1892 году на верфи в Риге и принадлежало Первому обществу пароходства. Пароход мог перевозить до трехсот пассажиров.

Капитаном «Надежды» 25 марта 1919 года был назначен 67-летний житель Дисны Михаил Михайлович Козловский, который более сорока лет водил суда по Западной Двине и хорошо знал фарватер от Двинска до Дисны. Капитан был грамотным, скромным, религиозным человеком, умел работать, под судом не состоял, «роста был среднего, питания ослабленного, поведения, безусловно, трезвого».

27 апреля 1919 года в 9 часов утра пароход под управлением рулевого Якова Евдокимоваприбыл из Бешенковичей в Витебск. Около двух часов дня он дал три свистка, после третьего скомандовал: «Ход вперед». «Надежда» отчалила от пристани пассажирским рейсом № 3 на Бешенковичи. Всего на ней в тот день было 242 пассажира, в том числе 5 детей.

Пристань, от которой отправился пароход, располагалась у правого берега Западной Двины на расстоянии около 360 метров выше Двинского моста. Местные моряки знали два способа отчалить. Чаще всего они поднимались вверх по течению метров на 600-700 и там, далеко от моста, выполняли разворот, иногда делали это прямо от пристани, но судно не отвязывали.

Схема движения парохода в день аварии. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

Капитан Козловский же прошел всего несколько метров вверх по течению и начал разворот. Маневр сразу не удался, дойдя больше, чем до середины реки, он скомандовал задний ход. Руль не слушался, корму тянуло вниз, да и ветер был против движения. Задним ходом пароход дошел до устья Витьбы и там был дан ход вперед по направлению к пролету моста.

«Надежда» навалилась боком на каменный ледорез опоры моста. Капитан, некоторые пассажиры и члены команды полетели в холодную апрельскую воду, другие бросились на правый бок, чтобы вылезти на опору моста. Пароход накренился, зачерпнул окнами кают воду и стал тонуть.

Первоначально расследование причин аварии было возложено на начальника витебской городской милиции Александра Реуцкого. А 28 апреля в Витебск прибыли специалисты из Смоленска: техник и юрист Управления водного транспорта Северо-Западной области (Севзапвода), которые организовали комиссию по расследованию обстоятельств аварии. Милиция не была привлечена к расследованию.

Фотография с места аварии парохода «Надежда» на Западной Двине. Витебск. 1919 год. Фото предоставлено Светланой Мясоедовой

После тщательного изучения всех материалов комиссия пришла к выводу, что капитан направил судно на ледорез без злого умысла, вследствие преклонного возраста и плохой погоды.

В качестве причин аварии отмечались нарушения в работе Витебского рупвода: использование аварийных судов, назначение на работу пожилых людей без медицинского осмотра и документов, отсутствие четких правил судоходства и знаний в области оказания помощи пострадавшим в аварийной ситуации. А много людей погибло из-за того, что в первые минуты после столкновения они не смогли покинуть каюты, открыть двери и окна.

Интересные факты о Западной Двине смотрите здесь, а как в Витебске появился водопровод, можно узнать здесь.

https://vkurier

Последние новости

Комментарии посетителей

Имя: не обязательно
E-mail: не обязательно
Комментарий:
  • список комментариев пуст