vicebskreg.by

Информационный портал

Социальные сети:

О регионе Личности Иосафат Кунцевич

Иосафат Кунцевич

Родился 1580 — 12 ноября 1623 — униатский церковно-политический деятель Великого княжества Литовского, церковный писатель, святамучаник.

Родился во Владимире-Волынском в обедневшей дворянской семье Кунцевич, которая выехала туда из Беларуси. Начальное образование получил в Виленской православной школе. По свидетельству биографов, Кунцевич с детства отличался тягой к молитве и мистическим мировоззрением.

Около 1599 принял Унию и стал ее преданным поклонником. В 1604 вступил в базилианские орден и был направлен Ипатий Потей в Виленский монастырь Святой Троицы. Настоящий аскет в повседневной жизни, Иосафат Кунцевич в свободное от молитв и богослужений время читал священные книги и писал свои, в которых доказывал необходимость объединения Восточной и Западной Церкви под зверхництвам Папы Римского.

В конце 1608 или в начале 1609 высвячаны на священника. Того же года митрополит Иосиф Руцкий пригласил Я. Кунцевича в Киев для помощи в обращении православных киевлян к Унии. В Печерском монастыре произошел инцидент, когда в ответ на речи Иосафата Кунцевича монахи стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута вражду улеглася.

В 1613 Иосафат Кунцевич назначен игуменом Бытенского монастыря, от этого же года и до 1617 был архимандритом Виленского монастыря Святой Троицы. За это время он много сделал для благоустройства монастыря, организации базилианские ордена. По рекомендации Руцкого в 1617 назначен епископом витебским и одновременно каадъютарам к полоцкого арцыибискупа Гедеона Брольницкий.

После смерти Брольницкий в конце 1618 Е. Кунцевич стал полоцким архиепископом. В Полоцк он прибыл с особой миссией от митрополита Руцкого — укрепить Унию в этом крае.
Первыми шагами архиепископа Кунцевича на новом поприще стало возрождение церковной жизни: восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора), учреждение приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он проявил себя преданным сторонником единства Западной и Восточной Церквей.

Вместе с тем активность нового архиепископа вызвало неоднозначную реакцию. 9 октября 1618 Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич направился в Могилев из обычной пастырской целью «присмотреть за церковным порядком». Жители не позволили ему, как пастырю, даже вступить в город, закрыли городскую ворота, расставили на башнях и на валу пушки, направленные на свиту архиепископа, и вооруженных людей, часть которых вышла с хоругвями преградить униатской архиепископу дорогу в город. «Если этот владыка-отщепенец, — говорили они, — где-нибудь покажется ближе около места, то в город мы его не пустим, а его убьем, ведь за пастыря и владыку своего не считаем и признавать его не хотим». Этот инцидент стал причиной судебного разбирательства, в результате ягока зачинщиков бунта как нарушителей спокойствия в государстве приговорили к смертной казни, а на места был наложен штраф.

В марте 1620 на обратном пути из Москвы в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Тэафан, который активно проводил пратурэцкую и промосковскую политику. Он незаконно высветил новых православных епископов и поставил их взамен ранее назначенных униатских, чем обострил противоречия в среде христиан Речи Посполитой. В частности, в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен мелеет Смотрицкий, действия которого в Речи Посполитой расценили как подстрекательство к мятежу и церковному расколу во угоду Турции. В частности король и великий князь Сигизмунд писал: «Некто Смотрицкий и Борецкий сговорились с подданными цэсара турецкого, неприятеля веры христианской и нашего, который на панство наши войной идет. С каким-то пастырям, словно патриархом иерусалимским, на шпик до барства наших от цэсара турецкого присланном, решились без разрешения и ведома нашего посвящения брать — один на митрополию Киевскую, а другой — на архиепископство Полоцкое, игнорируя тех, кто прылажэнствы эти духовные издавна с попадания нашего спараднага на себя носят и хорошее здоровье имеют ».

Однако пропаганда М. Смотрицкого принесла свои плоды. Архиепископа Кунцевича обвинили в преследовании православных, на что он вынужден был ответить письмом, адресованном Льву Сапеге: «Я же никогда никого к Унии насильно не заставлял, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права, (если на меня наступают насилием), меня заставляет обычная епископская присяга ».

Наиболее напряженный характер борьба против Унии приобрела в Витебске, население которого посланцы Смотрицкого возмутили до непослушание законному архиепископу.

Вступив во владение витебскими церквями, Е. Кунцевич занялся их оборудованием: приказал их подмести, почистить оскорбления, наладить хоры и откидные сиденья. По словам очевидцев, православные в ответ на это сказали, что нельзя из церкви ничего выбрасывать, даже пыль. На основании этого они объявили, что Я. Кунцевич придерживается латинской веры и переделывает церкви на латинский образец.

От марта 1621 по получению письма М. Смотрицкого, жители Витебска полностью перестали подчиняться Я. Кунцевичу. 4 апреля 1621, в день Благовещения, витебские православные во главе с бурмистром Симоном Нешам не пустили процессию униатских священников с Пречистенской собора в церковь Благовещения: «народ посполитый ругали Их и соромотил и на здоровье Их как того времени, так и потомных часов похвалки чинил, грозячи Им забиянем и в воду утопенем ». В Благовещенском храме 16 августа, в день Преображения («яблочного»), православные снова «тумульт учинили», звонили в колокола, просто в церкви избили священника отца Максима Турчиновича и Кунцэвичавага слугу Стефана Базилискага, а потом гнались за самим архиепископом. В день Пятидесятницы большая толпа православных остановил организованную Кунцевичам торжественную процессию, направлявшуюся за город к церкви Св.. Духа, и заставил ее вернуться в город. 20 февраля 1622 около сотни жителей Витебска окружили церковь Благовещения, препятствуя отправлению архиепископом богослужения, «Крик, Волан Великая учинили», «слова неучтивыми лаяли, соромотили» униатского духовенства, а после службы напали на архидиаконом и челядь архиепископа.

Кульминация конфликта наступила 12 ноября 1623, когда разъяренный толпа витебских православных ринулся в дом Я. Кунцевича. Архиепископ вышел им навстречу со словами: «Дети мои, почему вы напали на мой дом?» Как свидетельствуют судебные документы, убийцы двумя ударами бердыша разрубили владыка голову, а потом «долго калечат его и после смерти». Тело Иосафата сбросили с Пречистенской горы, а затем, привязав к ногам и шее тяжелые камни и насыпав камней на власяницу, утопили в Двине. Кроме того, убийцы разграбили епископский дворец, униатские церкви и монастыри и другое имущество в городе.

К моменту прибытия в Витебск следственной комиссии, большая часть участников расправы сбежала с места. К суду привлекли только 19 человек. Многие свидетели указывали на то, что православные устраивали покушения на жизнь Кунцевича и убили его только через ненависть и «раскаленный жар» против католической веры, унии греческой церкви с римским костелом и подчинения апостольской столицы и Римскому Папе. Королевские комиссары, проводивших расследование убийства Кунцевича, признали достоверными показания свидетелей о том, что Иосафат Кунцевич был убит безвинно, и что убийцы не имели никаких оснований для такого жестокого преступления.

Тело архиепископа после торжественного отпевания похоронили в Полоцком Софийском Соборе, но позже их неоднократно приходилось тайно перевозить по всей Беларуси и за ее пределами, чтобы сохранить от уничтожения российскими войсками.

Процесс мер к беатификации св. Иосафата начался в следующий год по его смерти. Процесс продолжился при участии созданных по определению Урбана VIИI (дважды, в 1625 и 1635.) Комиссий для исследования жизни, деятельности, смерти Иосафата Кунцевича и чудес, связанных с его покровительством.

По завершении расследования, в мае 1643 года Полоцкий архиепископ Иосафат Кунцевич был зачислен Папой Урбаном VIII к списку святых в ВКЛ и Украине, а в июне 1867 года Папа Пий IX провозгласил его святым для всей Католической Церкви. Мощи белорусского святамучаника Иосафата Кунцевича хранятся в соборе св. Петра в Риме, у алтаря св. Василия Великого при северо-восточном столбе храма.

Папа Римский Иоанн Павел II назвал святамучаника Иосафата Кунцевича «Апостолом единства».
Иосафат Кунцевич — автор полемических и богословских сочинений «А подделку письмо словенских ...», «Правила для униатских пресвитеров», «Катехизис», 6 статей в книге Л. Крэвзы «Защита единства ...» (1617) и других. В своем вложения "Об крещение св. Владимира "Кунцевич доказывал, что русская Церковь изначально была католической.