Путешествие по Западной Двине: из века ХІХ в век ХХІ

0

Самые известные труды краеведа: «Витебская старина», «Река Западная Двина: Историко-географический обзор», «Двинские или Борисовы камни», «Историко-статистический очерк города Витебска» и другие.

Заслуги Алексея Сапунова перед Витебском невозможно переоценить, недаром известный краевед Николай Николаевич Богородский писал, что без трудов Алексея Парфеновича нельзя обойтись ни исследователю прошлого Витебщины, ни археологу, ни географу, ни натуралисту.

«Приходится только удивляться, как мог выполнить эту титаническую работу один человек», – отмечал Николай Николаевич.

Память о выдающемся «летописце Витебщины» сохраняется в нашем городе и сегодня. Его имя носит улица и Витебская епархиальная публичная библиотека, уже несколько лет проводятся Сапуновские чтения, а к 150-летию со дня рождения краеведа был выпущен маркированный почтовый конверт с оригинальной маркой и непочтовая сувенирная марка.

Одна из интереснейших книг Алексея Сапунова – «Река Западная Двина» – была издана в Витебске в типографии Малкина в 1893 году. Примечательность ее в том, что она дает подробное историко-географическое описание этой столь значимой для нашего города реки. В ней рассказывается не только о притоках, порогах, островах, отмелях и больших валунах в Двине, но и о развитии судоходства и специфике рыбной ловли в конце ХІХ века.

Откуда Алексей Парфёнович брал все эти сведения? Как указывал сам краевед в основу книги легли сообщения кормчих (рулевых, управляющих судами). Плавал ли он по Двине лично – неизвестно. Вполне возможно, что после 1892 года, когда открылись пароходные рейсы между Велижем и Витебском, краевед мог проплыть по описанным местам и сравнить их с информацией, поданной в книге. Однако документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Почему эта книга особенно уникальна сегодня? В связи с развитием гидроэлектроэнергетики на Западной Двине ведется создание каскада из четырех ГЭС, а, значит, уже через несколько лет мы потеряем первозданную Двину, описанную в книге Сапунова, навсегда.

В связи с этим, витебские историки Денис Валерьевич Юрчак, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова, главный специалист управления идеологии, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома и Анатолий Николаевич Дулов, заведующий этой же кафедры, кандидат исторических наук решили сохранить облик реки для потомков. Сначала планировалось предпринять масштабную экспедицию с привлечением специалистов различных профилей, однако в связи с определенными материальными трудностями, от этой идеи пришлось отказаться и отправиться в экспедицию вдвоем на надувной лодке.

«При определении маршрута мы ориентировались на зону затопления витебской ГЭС, – рассказывает Анатолий Николаевич Дулов. – Изучили описание Западной Двины в книге Алексея Сапунова, с помощью карты 1860-х годов (известна как «трёхверстовка Ф. Шуберта») определили ранее существовавшие населенные пункты, с помощью сервиса «Машина времени» на сайте «Витебская энциклопедия» просмотрели снимки реки с трех спутников и соотнесли их с картой Красной Армии 1920-х годов и «километровкой» 1980-х годов».

Всего историки совершили 4 таких «водных похода» летом 2014 и 2015 годов – прошли отрезок Двины от границы с Россией до поселка Руба, а также участок реки в зоне затопления Витебской ГЭС. Всего – около 70 километров.

Итогом путешествия стали тысячи фотографий и видеозаписей, которые позволяют сохранить облик реки до грядущих на ней перемен. Во время «водных походов» путешественникам удалось увидеть и запечатлеть немало интересных объектов. Например, Рубовские пороги, которые скоро навсегда исчезнут с карты Западной Двины.

«Мы решили воспользоваться моментом, пока речной пейзаж Западной Двины не изменился, – добавляет Анатолий Николаевич. – Ведь уже совсем скоро некоторые участки реки окажутся в зоне затопления, и потомки уже никогда не смогут их увидеть. А благодаря нашим фотографиям удастся сохранить память о Западной Двине для будущих поколений».

Конечно, во время заплывов историкам приходилось преодолевать немало трудностей. Однажды легкую лодку, несмотря на активную работу вёслами, нёс против течения сильный встречный ветер, поднявший высокие волны на Двине, поэтому некоторые участки приходилось преодолевать пешком и тащить лодку на себе, да и погода не всегда благоволила путешественникам – в один из дней начался сильный дождь. На так называемых Хатольских мелях участники сплава даже сели на мель посередине реки, настолько мелкая Двина на этом участке в засушливое лето.

Но, главное, что цель путешествий была достигнута: был собран богатейший материал краеведческого характера, создан своеобразный электронный музей витебского участка Западной Двины и проиллюстрирована работа «летописца Витебщины» Алексея Сапунова современными видами реки и её берегов.

Путешествие по Западной Двине: из века ХІХ в век ХХІ

Leave A Reply

Your email address will not be published.