Николай Никифоровский

0

Николай Яковлевич Никифоровский

(5 (17) .5.1845, Вымно — 28.5 (10.6). 1910, Витебск). Белорусский этнограф, фольклорист, просветитель, член обществво любителей естествознания i этнографии московского университета (с 1890), русского географического обществво (с 1897).

Уроженец с. Вымно на Витебщине в семье дьячка местной церкви. Начальное образование получил в частной сельской школе. 3 1855 в течение 6 лет учился в Витебском духовном училище. В 1861 как лучший ученик принят на казённае содержание в Витебскую духовную семинарию, которую окончил в 1867. Из-за отсутствия материальных средств не смог принять предложение продолжить образование в Петербургской духовной академии i вынужден был искать работу. После переподготовки в октябре 1867 назначен учителем народного училища в с. Ловжа. Позже работал учителем в гимназии в Витебске i Витебской губ., В Свислочской i Молодечненской семинариях.

Появление в Витебске этнографа П.В.Шэйна усилило интерес Н. к изучению быта, культуры i фольклора белорусского народа. Большей 20 лет Н. был корреспондентом Шейна, а с 1890-х годов выступал с самостоятельными работами. Опубликовал около 20 исследований по этнографии, фольклору i истории Витебщины. Изучению общественного быта i социально-экономического положения различных слоев i групп населения Витебщины Н. посвятил серию публикаций в журнале «Этнографическое обозрение» под общим названием «Очерки Витебской Беларуси» (ч. 1-8, 1892-99): «Старцы», «Дудар i музыка», «Помощники жителя», «Подданные помощники», «пьющего i пьяниц», «Игры i играющие», «Бабы, или жены», «бежать, прочь, вон, ухадалы». Вопросы общественного быта населения затрагивал в работе «Страницы из недавнего прошлого города Витебска» (1899).

Он автор первой специальной работы по материальной культуры i производственной деятельности сельского населения «Очерки простонародных жыццябыцця в Витебской Беларуси i описания предметов обихода (Этнографические сведения)» (1895).

Среди его фольклорных собраний:

  • «Белорусские песни-частушки» (1911),
  • «простонародных загадки» (1898),
  • «Напавпрыказки i напавпрымавки, применяемых в Витебской Беларуси (1910-13),
  • «Напавпрыказки — напавпрыславки» (1928),
  • «простонародных признаки i поверья, суеверные обряды i обычаи, легендарные сказания о личности i места» (1897, 2307 записей),
  • «Бесы: Сбор простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе» (1907).

Своими исследованиями по этнографии, фольклору i истории Беларуси Н. защищал свой народ от различных фальсификаторов истории (польских националистов i русских великодержавных шовинистов), которые отрицали его право на самостоятельное национальное развитие.

Leave A Reply

Your email address will not be published.