Самый старый храм из окрестностей Витебска

Вознесенская церковь в Лужесно. Фото: Роман Воронов

Напротив, через дорогу, на самом берегу Двины находится неприметный здание, которое было построено на сто лет раньше. Теперь только специалист, опираясь на некоторые архитектурные элементы, скажет, что когда-то это был храм — храм Воздвижения Креста Господня. Наиболее вероятно, что это был первый каменный храм в Лужесно.

Униатская судьба

Возведение каменной церкви связывают с войной 1812 года. По легенде местные помещики (по одному из вариантов — помещица) дали обет, что если французы не разграбят их имения, то они построят храм в честь Божией благодати. По архивным документам известно, что в 1815 помещик Иосиф Енка в Лужесно построил каменную часовню при погосте (кладбище).
Часовня была совсем небольшой и имела размеры 2 на 1,5 саженей. Можем предположить, что построена она была в барочном стиле. Имела крыльцо с колоннами, ломаный фронтон, несколько окон. Крыша крыта гонтом.

Бывшая униатская часовня, потом — церковь Воздвижения Креста Господня. Современное состояние. Фото: Роман Воронов

Наиболее вероятно часовня была униатская. В 1839 г. состоялся Полоцкий церковный собор, после которого униатскую церковь присоединили к православной. Эпизод того, как в Лужесно происходил переход из униатства в православие, описаны в мемуарах Максимилиана Маркса «Записки старика». События как раз происходили возле церкви Воздвижения Креста:
«Возвращаясь с экскурсии в Городокский уезд, в верстах семи или восьми от Витебска около сельца Лужесно я был остановлен целой массой народа, которая сплотилась вокруг корчмы, стоявшей у дороги, как обычно у церкви …
В камиклавцы и епитрахили с причетником вышел из церкви протоиерей, и треуголки и шапки полетели с голов. Началась проповедь на церковно-славянском языке, который и в десятой доле не понимали выправник и его чиновники, а остальные слушатели не понимали абсолютно ничего. <…> Странная была проповедь, но еще более удивительное ее окончание. «Вы, Агнцы, которые возвращаются в лоно матери вашей — церкви, что называет вас , идите по десницу ( правую — М. П. ) руку, вы, козлищи, которые остаются в смрадных грехах своих и во власти сатаны и ангелов его, идите по левую руку». Чиновники и причетник бросились объяснять мужикам и бабам, что нужно делать (тем , кто хочет перейти в православие, идти направо, тем, кто хочет остаться в униатстве, идти налево). Толпа заволновалась, и люди пошли, кто направо, кто налево. Однако, в скором времени та часть толпы, которая шла влево, устремилась назад и пошла за теми, кто шел вправо. Слева, неподалеку стояли два воза с розгами, а возле них несколько полицейских сотских и десятских с блестящими бляхами на фуражках, а с правой стороны две бочки сивухи. Проповедь обрела полный успех, и возвращение получилось «мирным и с любовью»» .

Фасады, окна, ниши

Помещение церкви было совсем маленькое, в нем могли находиться одновременно лишь около 40 человек. Верующих же было более 1,5 тысячи, поэтому в 1862г. часовня была переделана. Ее размеры стали 4 на 2,5 сажени (12,9 на 6,7 м). Интересно, что стоимость строительства уже православного храма возлагалась на местных помещиков, которые в большинстве были католиками.

Внутри храма был переделан иконостас, сделан амвон, клирос для певчих, притвор, 2 окна, создана ризница, сени. Церковь была перестроена в стиле классицизма. Некоторые его элементы можно увидеть и сейчас. Декор стен простой. По углам здания выделяются полуколонны, не имеющие практической надобности, но являющиеся элементами декора. Фасады украшены фронтонами. Окна без наличников. В алтарной части здания было создано световое окно (сейчас заложена кирпичом), под которым сделали нишу, где, вероятно, помещалась икона. Сверху нишу покрывал сандрик. Икона, или скульптура, вероятно украшала и центральный фронтон здания. По центру здания был сделан барабан с фальшивым куполом. При храме была одноярусная колокольня в три венца высотой 4 сажени с двумя или тремя колоколами.

Перед церковью была площадь, выложенная брусчаткой. Сейчас эта площадка покрыта дерном с зеленой травой. Однако слой камней и сейчас виден на откосах дороги, ведущей в Витебск.

Храм как центр жизни

На главный храмовый праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 14 (27 ) сентября, в Лужесно проводилась ярмарка. Продавали здесь в основном сельскохозяйственные продукты, сладости, железные изделия: серпы, косы. Иногда участие в ярмарке принимали афени (мелкие торговцы, коробейники), которые торговали бижутерией и галантереей. Товара за время ярмарки продавалось не более чем на 100 рублей.

13-14 мая 1871 . по пути следования в Полоцк в Лужеснянском храме на одну ночь располагалась частица мощей св. Евфросинии Полоцкой.
« … А 5 часов после полудня святыня успешно была принесена в село Лужесно и поставлено на столе среди храма.
По завершении молитвы перед святыми мощами началось всенощное бдение, которое совершал местный благочинный. К богослужение собралось богомольцев около 500 душ, из приходов Лужеснянского , Храповицкого и Кабищанского. По окончании всенощной молитвы перед святыми мощами, по просьбе разного звания лиц, отправлялись до 10-ти часов вечера. Все это время число богомольцев постоянно увеличивался. В числе их всеми присутствующими был замечен безнадежно больной крестьянин, лет 19, привезенный матерью издалека. Приложившись к святым мощам, он почувствовал себя настолько лучше, что на второй день сам мог приходить к св. мощам и иконам» .

«Модернизационные » процессы

Даже и перестроенная церковь не вмещала всех желающих. В большие праздники внутрь могло войти несколько десятков человек, сотни людей стояли обычно около храма. В начале ХХ века начинается строительство нового храма, которое было закончено в 1908 г. Новый Покровский храм (ныне Вознесенский) был несравненно большим, и церковь Воздвижения Креста теряет свое значение. Скорее всего, она использовалась как вспомогательная постройка при главном храме. Здание было оштукатурено и побелено. Крыша покрыта жестью. Внутри имелась кирпичная печь. В 1910г. здание оценивалось в 1000 рублей.

В 1929 г. церковь была закрыта по приказу Витебского райисполкома «… из за отказа верующих от ремонта здания храма» и передана местному населению для разборки на строительные материалы. Однако хороший каменное здание не разрушили, а снесли только верхние части и приспособили под склад. После Второй мировой войны здесь была сделана баня Лужеснянского детского дома. Потом в нем созданы несколько квартир.
В октябре 1999 г. одну часть здания бывшего храма Воздвижения Креста Господня, а в 2008 г. и вторую часть передали православной церкви. Теперь здесь проводятся занятия воскресной школы, а в зимнее время — обряд крещения. Напротив, около самой Двины сделано и благоустроена святой источник в честь преподобного Серафима Саровского. К ней ведет бетонная лестница с перилами.

Накануне 200-летнего юбилея

Крестовоздвиженская церковь — свидетель важнейших исторических событий в жизни местных людей. Долгое время храм являлся единственной каменной постройкой в окрестностях. Сегодня это единственное сооружение из окрестностей Витебска, которое дошло до наших дней с начала ХIХ века. Местные жители до сих пор называют церковь «Мурованка» , то есть — каменный дом (мур на белорусском и немецком языках — каменная стена). Храм был настолько внедрен в жизнь местных белорусов, что и сам поселок Лужесно на карте 1896 упоминается под названием Мурованка.

К сожалению, в 2008 г. научно -методический совет при Министерстве культуры Беларуси отказало в предоставлении бывшей церкви статуса историко-культурной ценности «в связи с изменениями внешнего вида объекта». Современное состояние действительно не соответствует бывшему. Однако основные черты классического и даже барочного стиля сохранились. При проведении надлежащих реставрационных работ можно восстановить храм в одном из вариантов, который он имел на протяжении XIX века. Несколько эскизов по восстановлению храма предложил витебский художник Александр Аниськович.

Николай Пивовар, канд. ист. наук,
учитель в Витебском кадетском училище

http://vitebsk4.me/news/past/luzhasna

Comments are closed.